english version
им. В.В Докучаева

Опыт проведения "Детских дней"

Е.А. Русакова,

Центральный музей почвоведения им. В.В. Докучаева, Санкт-Петербург.

 

Рассказывается об опыте проведения игровых программ ГНУ ЦМП им. В.В. Докучаева в рамках ежегодного фестиваля «Детские дни в Петербурге».

Опыт проведения "Детских дней" в Музее Почвоведения

Фестиваль «Детские дни в Петербурге» – это масштабный партнёрский проект, ежегодно объединяющий более 30-ти музеев города. Организаторами фестиваля и разработчиками концепции программы является Центр развития музейного дела при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Фестиваль состоит из основной программы и параллельной.

 

Основная программа – это игра-путешествие по маршрутному листу, объединяющему три-четыре музея. На подготовительном семинаре музейные сотрудники продумывают предметные связи между экспозициями и создают межмузейные маршруты, связывающие музеи единой темой. Путеводители («маршрутные листы») каждый год разрабатываются специально для «Детских дней» и позволяют самостоятельно путешествовать по залам музея. Попадая в музей, участвующий в основной программе, ребенок получает в подарок игровой путеводитель с заданиями, рисунками, доступными ребенку комментариями. В параллельную программу входят игровые занятия, интерактивные выставки и мастер-классы. В игре-путешествии "12345 – Я ИДУ ИСКАТЬ!" могут принять участие дети и подростки от 5 до 15 лет.

 

Детские Дни в музее почвоведения

 

Впервые Музей Почвоведения участвовал в фестивале «Детские дни в Петербурге» в 2008 г. в параллельной программе для детей 7–11 лет. Для программы «Почвенные города и их обитатели» художником П.А. Абрамичевым была создана экспозиция в виде вертикального среза чернозема 1,80 х 0,85 м, в котором разместились в своих норках и ходах степные обитатели. П.Д. Гурин разработал интерактивную экскурсию, рассказывающую об обитателях почвы в разных природных зонах. Проходила викторина «Кто, где живет» и игра «Составь цепи питания».

 

В 2009 г. Музей принял участие в основной программе фестиваля, с проектом для детей 13–15 лет. Совместно с Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого был создал маршрут «СтеCOOL'ный проект» (автор П.Д. Гурин). В рамках «СтеСOOL'ного» проекта участникам предстояло пройти путь от поиска сырья для приготовления стекла до изобретения его инновационной формулы. Для этого проекта в музее был создан видеоролик о варке стекла. После просмотра ролика участники приступали к выполнению заданий, для решения которых необходимо было проявить наблюдательность и фантазию, а также попробовать себя в роли бизнесмена. В процессе поиска ингредиентов для создания стекла, школьники путешествовали по различным природным зонам и знакомились с различными почвами и растениями геологоразведчиками. По окончанию путешествия участники получали патент на свое авторское «изобретение».

 

В 2010 г. на программу «Сорока-ворона кашу варила» к нам пришло рекордное число участников, около 4000 детей и родителей. Музей участвовал в основной программе фестиваля для детей 5–7 лет совместно с Ботаническим музеем и Музейным комплексом «Вселенная Воды». С экспозициями этих музеев нас объединяли всевозможные тематические и предметные связи. Чтобы сварить кашу, Сороке-вороне из любимой всеми детской присказки-потешки нужны были вода, дрова и крупа. Современный ребёнок-горожанин подчас не понимает, откуда берутся эти простые вещи. Пройдя по маршруту, придуманному Е.А. Русаковой, дети узнавали, где «растут» каши, какую пользу приносят червяки, кто и чем обрабатывает почву. А поскольку малыши любят не просто смотреть и слушать, но играть и двигаться, они посидели верхом на корове и загадали ей на ушко желание, помогли Золушке перебрать фасоль и даже зарисовали монолиты почв. Во время фестиваля мы проводили мастер-класс «Краски в кухонном шкафу». Не только дети, но и родители создавали необыкновенные картины, черпая вдохновение в …. кухонном шкафу. Красками для этих картин служили крупы и семена.

 

"Детские дни 2010" в музее почвоведения

 

В 2011 г. Музей вновь участвовал в параллельной программе. Интерактивное занятие «Подземные обитатели под микроскопом» состояло из двух частей. Продумывая программу, мы стремились заинтересовать ребят процессами, которые протекают в почве и ролью живых организмов в ней, чтобы оно не стало повторением урока биологии, а помогло по-новому взглянуть на почву, как на материю, рождающую жизнь. Е.В. Пятина разработала лабораторное занятие, на котором участники учились работать с микроскопом и готовили микропрепараты для работы с бинокуляром. Дети знакомились с особенностями строения некоторых почвенных обитателей мезофауны: дождевого червя, многоножки, мокрицы. Е.А. Русакова подготовила экскурсию о жизни почвенных обитателей с использованием экспозиции музея. Во время экскурсии можно было потрогать макет амебы протей; понаблюдать на экране монитора с помощью электронного микроскопа в реальном времени за жизнедеятельностью почвенных червей энхитреид; посмотреть анимационные фильмы «Город бактерий» и «Путешествие дождевого червячка»; послушать звуки, издаваемые обитателями почвы с помощью инвайронмент-объекта «Звуки почвы». В детские дни Музей посетили 2 825 человек.

 

"Детские дни 2011" в Музее почвоведения

 

В 2012 г. в рамках фестиваля Музей участвовал в основной программе с маршрутом «На своем месте» (автор Е.А. Русакова). Маршрут для детей 9-12 лет объединял нас с Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном Доме и Музеем – заповедником «Гатчина». Цель маршрута была обратить внимание ребенка к тому, что происходит прямо у него под ногами. Маршрут позволил участникам фестиваля побывать в гостях у сверчков, почувствовать себя на месте подземного обитателя, сравнить себя с тушканчиком, заглянуть в корень, построить дом в тундре, исследовать почвообразующие породы и понять, почему многое возможно только «на своем месте». Маршрут включал и знакомство с картинами, выполненными художниками образцами из почвы, а в качестве домашнего задания мы предлагали детям самим сделать картину из почвенных образцов, которые можно было получить в конце маршрута. В ходе фестиваля у нас побывало 1320 посетителей.

 

"Детские дни 2012" в музее почвоведения

 

В 2013 г. в рамках параллельной программы Музей проводил игру-путешествие «Раз, два – превращаюсь в муравья» для детей 5–10 лет (авт. Е.А. Русакова, Е.В. Пятина). На этот раз мы приглашали заглянуть в муравейник! Так ли сильно человек отличается от муравьев и чему можно у них поучиться? На этот вопрос можно было ответить, примерив на себя роль солдата, разведчика, няньки или рабочего муравья. Для этого каждый ребенок выбирал соответствующий атрибут: копьё, корону фрейлины-няньки, карту Музея с маршрутом, мешочек с конфетами. Возглавляла муравьиную семью царица, роль которой выполняла ведущая. В ходе путешествия можно было понаблюдать за живыми муравьями и увидеть их жилище с помощью лупы в формикарии, подробно рассмотреть муравья в бинокуляр. Из презентаций участники игры узнали о разных видах муравьев, о жизни муравейника, знакомились с их друзьями и врагами, узнавали о том, какую роль выполняют муравьи в природе и как влияют на почву. Одна из презентаций проходила в стилизованной под муравейник палатке, установленной в зале Музея. Все взрослые туда поместиться не могли, и дети с удовольствием рассказывали им о том, что узнали. В заключение детей ждала настольная экологическая игра о роли «маленьких тружеников» в природе. В виде раскраски эту игру участники получили в подарок, и дома смогли продолжить свое путешествие по миру насекомых. На занятиях побывало 1200 человек.

 

"Детские дни 2013" в музее почвоведения

 

Участие в фестивале «Детские дни в Петербурге» позволило обогатить основную экспозицию интерактивными комплексами, создать новые игровые формы проведения экскурсий и занятий и в конечном итоге расширить нашу целевую аудиторию.

 

Е.А. Русакова